Официальный сайт Министерства природных ресурсов
и экологической безопасности Луганской Народной Республики

» Юннатское движение

Юннатское движение

История юннатовского движения на Луганщине. Краткие исторические сведения создания эколого-натуралистического центра ученической молодежи 


Юннатское движение на Луганщине берет свое начало на рубеже 20-х – 30-х годов XX века. Основой его стала деятельность внешкольных кружков биологического, натуралистического, сельскохозяйственного профилей. 

    Архивные документы сообщают: на заседании Президиума Наукпедкома Управления Соцвоспитания 20 июля 1927 года было заслушан и одобрен вопрос о создании педагогической биостанции в городе Луганске по заявлению профессора Равич-Щербы. Мотивом создания биостанции было то, что не только педагоги, но и учащиеся массовой школы, были лишены соответствующих условий и материального оборудования для нормального осуществления педагогического процесса; в поисках путей преодоления такого состояния, были организованы кружки юных натуралистов. Именно 1927 год и вошел в историю как год начала юннатского движения на Луганщине. 

    В начале 30-х годов успешно развивается сеть внешкольных детских сельскохозяйственных станций, увеличилось количество кружков «Юные натуралисты», особенно в сельской местности. 

    В послевоенное время юннаты помогали взрослым в восстановлении народного хозяйства, в первую очередь – сельского хозяйства. 

    В начале 50-х годов – активизируется движение «Юные мичуринцы», развивается сеть школьных лесничеств. 

    В 1960 – 1970 годах – юные натуралисты Луганщины были участниками ВДНХ СССР, республиканских выставок лучших работ членов ученических производственных бригад, побеждали и получали призовые места. В этот период сеть натуралистических внешкольных организаций включала в себя 1 областную, 14 городских и 1 районную станции юных натуралистов. 

   В 1992 году областная станция юных натуралистов получила статус областного эколого-натуралистического центра ученической молодежи. 

      С 1995 года начинается непростой этап жизнедеятельности внешкольных учебных заведений, который характеризуется повышением научности, социальной направленности в работе таких учреждений и ... сокращением их количества, закрытием и объединением с внешкольными учреждениями других профилей. Экологические центры, станции юных натуралистов переживали финансовые и организационные трудности. 

       Юннатское движение на Луганщине тесно связано с созданием и деятельностью Луганского областного эколого-натуралистического центра учащейся молодежи. 

      Первое упоминание о педагогической биостанции (областной станции юных натуралистов) датируется все тем же 1927 годом. Решением Наукпедкома Укрсоцвоспитания (протокол № 33 от 31.08.1927 года) было открыто второе в Украине учебное заведение такого профиля, который стал центром создания в области сети кружков юных натуралистов, которые занимались исследовательской работой, помогали колхозам, лесничествам. Великая Отечественная война остановила деятельность учреждения. В 1946 году была возобновлена работа детской технической сельскохозяйственной станции. 

    В 1952 году станция юннатов получила статус самостоятельного областного учреждения и была расположена в селе Лантратово. Первым его директором был природолюб Пенчев Виктор Иванович. С 1957 года областная станция юных натуралистов находится в Луганске. С 1977 по 1998 год директором станции была Стефанская Екатерина Зосимовна. Это период становления разветвленной системы школьных лесничеств, ученических производственных бригад. В 1992 году Луганская областная станция юных натуралистов была переименована в Луганский областной эколого-натуралистический центр учащейся молодежи. С 1998 года ее директором был Яковлев Владимир Афанасьевич.

Экологические проблемы реки Ольховая 

       Данную работу «Экологические проблемы малых рек Донбасса» (на примере р. Ольховая) представляют члены отряда, ученики 8 класса, Бурлаченко Юрий, Лымарь Максим, Таранов Вадим. Работа начата летом 2015 г. Руководитель - Шамала Михаил Михайлович.

       Объект исследования: одна из малых рек нашей Республики – река Ольховая. 

   Цель исследования: изучение экологического состояния водного объекта Лутугинского района - реки Ольховой; составление характеристики и рекомендаций по ее охране и восстановлению; проведение практической природоохранной деятельности, направленной на охрану и улучшение состояния водного объекта.

Юные экологи изучают окружающий мир


(по итогам Республиканского конкурса исследовательских проектов младших школьников «Юный первооткрыватель»)

 

     Отдел эколого-натуралистической работы ГУ ЛНР «Центр поддержки и развития воспитательной работы и дополнительного образования» с  15 апреля по 5 мая 2016 года провел Республиканский конкурс исследовательских проектов младших школьников «Юный первооткрыватель». Цель конкурса: привлечение учащихся младших классов к экспериментально-исследовательской работе по природоведению и поддержка одаренных детей, формирование у младших школьников первичных экологических и биологических знаний, стимулирование творческого роста в области естественных наук, развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.

      Конкурс проводился по 5 номинациям:

- номинация «Растения вокруг нас» - исследования в области ботаники, посвящены условиям прорастания семян, изучением необходимых требований к росту растений, практические рекомендации по изучению растений;

- номинация «Мир животных» - наблюдения за домашними любимцами, насекомыми, практические умения ухода за животными;

- номинация «Я и мое здоровье» посвящена факторам, которые положительно и отрицательно влияют на наше здоровье;

- номинация «Краеведение» - изучение истории и природы родного края;

- номинация «Я и природа» - проекты, посвященные изучению приспособления живых организмов к факторам живой и неживой природы, изучение лишайников, грибов, явлений природы.

      Конкурсные работы поступили от учащихся из 76 учебных учреждений Республики, а именно из городов Луганск, Стаханов, Кировск, Ровеньки, Свердловск, Алчевск, Красный Луч; а также из районов – Лутугинского, Антрацитовского, Краснодонского, Перевальского. Всего представлено 116 работ – исследовательско-экспериментальные работы учащихся  3 – 6 классов.

     Конкурс показал, что у нас в Республике много одаренных и неравнодушных детей, педагогов с творческим подходом. В своих работах дети искали пути устранения экологических проблем, исследовали живую и неживую природу, наблюдали за домашними животными и ростом растений. Изучение окружающей среды проводили по доступным, но эффективным методикам. Предметом исследований стали воздух, вода, почва, радуга, Интересны были и краеведческие проекты школьников.

         Чтобы иметь представление о том, какие вопросы поднимали юные исследователи в своих проектах, каков уровень таких работ, предлагаем краткий обзор некоторых из них.

        Как ухаживать за пчелами? Как определить качество меда? Такими вопросами задалась Таран Елена, воспитанница Алчевского эколого-биологического центра. Работа девочки «Эти удивительные пчелы» может стать пособием по уходу и разведению этих удивительных трудолюбивых насекомых. В проекте даны интересные наблюдения за пчелами, а также описан нелегкий труд пчеловода.

      Корниенко Виктор из Алчевской школы № 22 научился выращивать инфузорий. Эти одноклеточные животные используются для биотестирования водоемов. Мальчик подробно описал условия их роста и размножения, предложил для них доступные питательные среды.

      Младшие школьники Луганска, Антрацита, Алчевска, Кировска провели практические работы по выращиванию комнатных и декоративных растений, научились правильно подбирать условия для проращивания и пересадки растений. Результатом их работы стало не только написание исследовательских проектов, но и выращенные своими руками лук, тюльпан, традесканция, бегония.

         Школьники из Свердловска, Алчевска, изучили историю своего города по краеведческим источникам, материалам краеведческих музеев, по воспоминаниям старожилов. А третьеклассники луганской школы № 13 изучили историю создания Парка 1 Мая. Дети сами много интересного узнали, этими знаниями поделились со своими сверстниками.

       Остапюк Елизавета из Кировской многопрофильной гимназии проверила условия прорастания плесневых грибов и что нужно делать, чтобы на продуктах и в жилых помещениях не образовывалась плесень... А Гарский Вадим из Луганской школы № 18 провел эксперименты с другой группой грибов – дрожжевыми клетками. Школьники сделали вывод, что грибы – это живые организмы, которые чувствительны к условиям существования – питательной среде, теплу, воздуху.

        Исследовательские проекты по изучению экологического состояния почвы, воды, воздуха провели учащиеся из городов Стаханов, Кировск, Антрацит, Ровеньки, Перевальского района. Дети сравнивали между собой образцы почв с разных территорий, образцы воды из разных водоемов, делали их химический анализ, методом биотестирования определяли уровень их загрязнения.

Жюри, в состав которого вошли представители Министерства природных ресурсов и экологической безопасности ЛНР,  подвело итоги Республиканского конкурса исследовательских проектов младших школьников «Юный первооткрыватель». 34 работы стали победителями этого конкурса. Многие проекты приятно удивили – новизной исследований, уровнем проведенных экспериментов, практической значимостью, интересными методиками. Очень надеемся, что наши юные исследователи не остановятся на достигнутом, будут продолжать изучение живой и неживой природы и порадуют нас новыми интересными проектами.                

       Контактное лицо отдела эколого-натуралистической работы ГУ ЛНР «Центр поддержки и развития воспитательной работы и дополнительного образования»: Теплицкая Ольга Алексеевна - 0954659226.

Победа юннатов Республики в XI Всероссийском

детском экологическом конкурсе учебно-исследовательских проектов «Человек на Земле»


         В условиях нового времени, для расширения географии экологической и природоохранной работы, с целью реализации научно - исследовательского и творческого потенциала подрастающего поколения нашей Республики, в 2016 году сотрудники эколого-натуралистического направления ГУ ЛНР «ЦПРВРДО» искали возможность участия во Всероссийских детских экологических конкурсах.

         Согласие на сотрудничество получили от Некоммерческого партнерства «Содействие химическому и экологическому образованию»  г. Москвы. Его директор, Ротина Елена Сергеевна, предложила принять участие нашим школьникам и дошкольникам в XI Всероссийском конкурсе учебно-исследовательских проектов «Человек на Земле».

         Цель данного конкурса: формирование экологической культуры, включающей экологические знания, навыки, ценностные ориентации, для решения проблем устойчивого развития человеческого общества в единстве с природой; стимулирование и поддержка научно-исследовательской и практической работы в решении региональных экологических проблем.

        В феврале 2016 года отдел эколого-натуралистического направления ГУ ЛНР «Центр поддержки и развития воспитательной работы и дополнительного образования» провел Республиканский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле». На Республиканский этап поступило более 60 работ из разных городов и районов. Конкурс показал, что у нас в Республике много одаренных и неравнодушных детей, творчески работающих педагогов. В своих работах дети искали пути устранения экологических проблем. Изучение окружающей среды проводили по доступным, но эффективным методикам. Предметом исследований юных экологов стали воздух, почвы, состояние водоемов, растения и животные.           Интересны были и этнографические исследования школьников. Много было работ, выполненных дошкольниками и младшими школьниками. Конкурс проводился по четырем номинациям:

- номинация 1. «Экологические проблемы родного края»:

- номинация 2. «Глобальные проблемы биосферы в зеркале конкретных экосистем»;

- номинация 3. «Этнографические исследования»;

- номинация 4. «Первые шаги в экологии».

     Лучшие работы, которые имеют наибольшую практическую значимость и полностью соответствуют условиям конкурса, в марте были направлены на XI Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле».

         И вот получены результаты из Москвы, которые нас очень порадовали.

         На Всероссийский конкурс от Луганской Народной Республики было представлено 9 детских экологических проектов. Все работы оценивались экспертной комиссией в составе опытных педагогов, ученых, специалистов в области биологии, географии, химии, этнографии. Жюри возглавил Валерий Викторович Снаткин, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор биологических наук, кандидат химических наук, заведующий лабораторией ландшафтной экологии Института фундаментальных проблем биологии РАН, член президиума Российской экологической академии.

      Авторы лучших проектов награждаются Дипломами «Хранители Земли» семи ступеней. Дипломами высшей – 7-й ступени награждены авторы работ, получивших самую высокую оценку жюри.

     Проекты, направленные от Луганской Народной Республики, по решению жюри, будут награждены Дипломами «Хранители Земли» 5-й, 6-й и 7-й ступеней, то есть, оценены очень высоко!

       Шкребтий Ярослав, ученик 1 класса Краснолучской ОШ № 11 (руководитель Шкребтий Наталья Александровна), Чубаев Артем, ученик 1 класса и воспитанник кружка «Юные друзья природы» Антрацитовского эколого-натуралистического центра (руководитель Кондратенко Любовь Васильевна) – награждены Дипломами «Хранители Земли» 5-й ступени.

      Шевченко Александра, ученица 10 класса и воспитанница кружка «Основы биологии» Алчевского эколого-биологического центра (руководитель Алиакбарова Татьяна Васильевна), коллектив учащихся 11 класса Брянковского УВК № 17 (руководитель Дорошенко Галина Борисовна), Котова Елизавета, ученица 11 класса и воспитанница Антрацитовского эколого-натуралистического центра (руководитель Кондратенко Любовь Васильевна) и группа воспитанников кружка «Основы экологии» ГУ ЛНР ЦПРВРДО (Бурлаченко Юрий, Лымарь Максим, Таранов Вадим) под руководством Шамала Михаила Михайловича – получат Дипломы «Хранители Земли» 6-й ступени.

       Самую высокую оценку жюри и Дипломы «Хранители Земли» 7-й ступени заслужили три наших участника Всероссийского конкурса:

- Семич Анастасия, ученица 8 класса и воспитанница Антрацитовского эколого-натуралистического центра (руководитель Кондратенко Любовь Васильевна);

- семейный коллектив Рыбака Егора, ученика 3 класса и воспитанника кружка «Основы экологии» ГУ ЛНР «ЦПРВРДО» (руководитель Шамала Михаил Михайлович);

- коллектив эколого-краеведческого отряда «Пролесок» Успенской гимназии № 1 и воспитанники кружка «Основы экологии» ГУ ЛНР «ЦПРВРДО» (Таранов Вадим, Агафонов Данило, Тасаковский Даниил) под руководством Шамалы Михаила Михайловича.

     По решению жюри XI Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле», руководители проектов, которые отмечены Дипломами 7-й ступени или подготовили вместе с детьми более трех работ, также награждаются Дипломами «Хранители Земли». Такими из наших педагогов являются Шамала Михаил Михайлович, руководитель кружка «Основы экологии» ГУ ЛНР «ЦПРВРДО» и Кондратенко Любовь Васильевна, методист и заместитель директора Антрацитовского эколого-натуралистического центра.

     Искренне поздравляем с победой наших талантливых и неравнодушных участников и творческих педагогов. Надеемся, что в следующем году у нас будут еще экологические и природоохранные проекты, которые достойно представят нашу Республику на Всероссийском конкурсе!

 

 

Бондаренко Э. Б., методист ГУ ЛНР «ЦПРВРДО»