lorem
» » О состоянии водных ресурсов Луганской Народной Республики

О состоянии водных ресурсов Луганской Народной Республики

Концепцию, утвержденную Указом Главы Луганской Народной Республики от 16 апреля этого года, можно назвать базисным документом, характеризующим современную политику Луганской Народной Республики в сфере экологической безопасности.

Одним из основных направлений реализации государственной политики экологической безопасности становится переход к рациональному использованию природно-ресурсной базы, призванный обеспечить долговременное устойчивое экономическое развитие при минимизации негативного влияния на окружающую природную среду.

Принципиально важно, что разворот в направлении экологизации экономики и устойчивого развития все больше обеспечивается не столько за счет стимулирующих к этому правительственных решений, а за счет общественного мнения, личной заинтересованности граждан, которые не только активно поддерживают меры по обеспечению новой экономики, но и сами дают импульсы этим изменениям. И мы прекрасно видим этих активистов, и достигаемые ими практические изменения.

Если на стадии принятия решений необходимо активное участие профессиональных экологов, то на стадии реализации успех определяется заинтересованным участием представителей всех секторов общества. Тот факт, что уже сегодня есть экономисты, юристы, бизнесмены и политики, которые считают себя экологами, – свидетельство все возрастающей роли экологического мировоззрения.

Проведенный в Концепции анализ состояния окружающей природной среды показал, что среди прочих экологических проблем, характерных для Республики также существует проблема загрязнения водных ресурсов.

Причем, что немаловажно, данная проблема не появилась в одночасье. Природа Луганской Народной Республики подвержена колоссальному антропогенному воздействию на протяжении длительного времени.

А на сегодня, Украина, расценивая жителей Луганской Народной Республики в качестве врагов, целенаправленно использует методы как уничтожения противника вместе с окружающей средой, так и разрушения окружающей среды с целью уничтожения противника.

Вследствие артиллерийских ударов уничтожается сформировавшийся ландшафт водосборных территорий рек, разрушаются потенциально опасные индустриальные объекты химической, угольной и нефтеперерабатывающей промышленности, что влечет к дополнительным загрязнениям водных объектов.

Не стоит забывать, что часть рек, в том числе и Северский Донец поступают на территорию Республики с территорий, временно контролируемых Украиной. В тот же Донец, на территории Украины сегодня продолжают поступать значительные загрязнения. В первую через реки Торец и Бахмутка.

Важно понимать, что это влечет не просто к ухудшению качества воды в р. Северский Донец, но и р. Дон.  При этом, на территории Ростовской области, данные реки используются для забора воды для населения. Причем иных источников водоснабжения для большинства населенных пунктов, в т.ч. г. Ростова, нет.

Последствия военных действий, варварского природопользования осуществляемого Украиной и сложившийся на Луганщине в довоенное время
тип природопользования, при котором существовала колоссальная забюрократизированность, коррупция, получение максимальных прибылей без учета экологических составляющих в угоду «олигархии», законодательные и правовые коллизии в условиях отсутствия реального прозрачного механизма доступа к природным, а в том числе и к водным ресурсам для большинства населения и субъектов хозяйствования привели к тому, что возможности восстановления и устойчивого развития Луганской Народной Республики за счет дальнейшего экстенсивного использования природных ресурсов практически исчерпаны.

Не зря говорят – вода, это основа жизни. Поэтому основная угроза не только в Республике, но и на всей планете уже становится недостаточная обеспеченность водными ресурсами.

На одного жителя Республики в зависимости от водности года приходится от 160 до 500 м3 воды в год, что в 5–10 раз ниже, чем в развитых европейских странах. Основными источниками поверхностных вод на территории республики являются бассейнообразующие реки Миус и Северский Донец (трансграничные водные объекты). Территория водособирающих бассейнов рек в границах Луганской Народной Республики подвержена большой антропогенной нагрузке. Развитие хозяйственного комплекса в бассейне реки Северский Донец без учета экологических и экономических последствий привело к деформированной хозяйственной структуре промышленности с преобладанием отраслей, требующих значительного количества воды и наиболее негативно влияющих на состояние окружающей среды. Обеспечение водой населения Луганской Народной Республики в необходимом объеме затрудняется из-за неудовлетворительного качества воды в поверхностных водных объектах. В большинстве из них по составу химического и бактериального загрязнения вода классифицируется как загрязненная (4 класс качества). Как и ранее, субъекты хозяйствования в основном используют ресурсоемкие технологии. Значительная часть затрат водопотребления на единицу продукции присуща практически всем предприятиям.

В среднем ежегодно в природные водные объекты на територии Луганской Народной Республики сбрасывается порядка 138 млн м3 сточных вод, из них загрязненных ‑ 126 млн м3 (91 %). Значительные объемы загрязненных сточных вод характерны для  промышленной отрасли (в основном угольной) и составляют порядка 77 % от общего объема сброса. К категории «загрязненные» шахтные воды относятся из-за их высокой минерализации.

Значительный объем загрязненных сточных вод сбрасывается еще и предприятиями водопроводно-канализационого хозяйства. Основные причины – недостаточные мощности и техническая изношенность большинства очистных сооружений, сброс в сети городской канализации производственных сточных вод, загрязненных нефтепродуктами, тяжелыми металлами, и прочее. Существующая технологическая схема очистки сточных вод не обеспечивает должного удаления азота аммонийного и фосфатов. На протяжении десятилетий вопросу очистки сточных вод не уделялось необходимого системного подхода. 90 % эксплуатируемых сооружений канализации нуждаются в реконструкции или модернизации.

Концепцией предусматривается целый ряд мер в области рационального использования и охраны водных ресурсов. Это:

обеспечение рационального использования воды за счет сокращения забора воды и увеличения ее оборотного использования;

улучшение качества воды в поверхностных объектах, за счет планомерного сокращения объемов сброса загрязняющих веществ со сточными водами;

прекращение незаконного и теневого использования подземных вод путем организации учета всех существующих скважин;

формирование у всех слоев населения, прежде всего у молодежи, экологически ответственного мировоззрения;

совершенствование образовательных стандартов путем включения в них вопросов охраны окружающей среды, способствующих более глубокому пониманию экологических проблем и необходимости рационального природопользования;

пропаганда бережного отношения к использованию водных ресурсов

Таким образом, результатом реализации указанных мер должно стать не только сохранение существующих водных ресурсов Республики, но и повышение индивидуальной экологической культуры населения, формирование общественного мнения, направленного на защиту окружающей среды, нетерпимости к нарушениям природоохранного законодательства, норм и правил экологической этики. Другими словами – появится новое поколение, которое сможет решать вопросы глобального возрождения водных ресурсов, сохраняемых нами сегодня.